Как помочь себе прожить утрату близкого

Olga Karpushina
3 min readMar 27, 2024

--

Надеюсь, что моя статья вам никогда не понадобится. Пусть все близкие и дорогие люди живут долго и счастливо. Но если так случилось, что вы проживаете утрату, я поделюсь своим опытом и моментами, которые помогли мне пережить уход моих любимых папы и бабушки. Я не профессиональный психолог, но я эмпат и исследователь, и психология — мое хобби. В сложный момент я искала способы быть в ресурсе и нашла кое-что, чем хотела бы поделиться.

Потеря близкого — это событие, к которому невозможно подготовиться. Сердце ухает куда-то вниз, и обычные вещи, которые раньше радовали, чувствуются лишенными смысла. Происходит потеря эмоционального ресурса и части себя. Чтобы потом не случилась психосоматика из-за переживаний, важно удержать баланс и правильно себя поддержать, потому что это момент эмоциональной и физической уязвимости.

Шок

Самый острый и тяжелый момент, когда реальность уже изменилась, а ты еще нет. В этот момент плохо соображаешь и не знаешь, за что хвататься. Я экстраверт, мне помогло общение. Я просила близких и друзей со мной разговаривать. Я писала сообщения всем, кто был в курсе моей ситуации, чтобы не оставаться одной. Это помогало прожить шоковое состояние.

Не оставаться наедине с собой, когда страшно и тоскливо. Я чувствовала, что оставаясь одна, улетаю в печальные мысли и картинки в воображении, и отвлечься помогало только общение. Я решила быть одной только, когда есть на это ресурс. Проживать чувства нужно. Но только в безопасной обстановке, рядом с комфортными людьми и в момент, когда у вас есть силы на проживание.

Если вам не подходит мой способ, снова и снова слушайте себя и ищите то, что придаст вам силы.

Тепло

Важно чувствовать тепло. Обниматься, держаться за руки. Чтобы вы чувствовали поддержку рядом живых, теплых, любящих людей. Хорошо, когда поддерживает человек близкий, но которого утрата не касается напрямую. Он не так вовлечен, и у него есть ресурсы. Например, я не могла ожидать поддержки от мамы, когда умерла бабушка, потому что мама в этот момент проживала потерю своей мамы. Поддержку можно получить от того, кто может и хочет поделиться энергией.

Тепло одеваться. Зимой особенно уделите внимание, во что вы одеты, потому что холод быстро забирает драгоценную энергию. Следите, чтобы вам было тепло. Даже если стоит летняя жара, нужно найти такую одежду, которая вас согревает душевно, и в которой вам во всех смыслах комфортно.

Энергетическое тепло. Огонь — это энергия жизни. Старайтесь себя ею окружать. Мы зажигали камин и самые разные свечи, что были дома, не только церковные. Чем больше энергии огня, тем легче переносится сложный момент. Только соблюдайте правила безопасности с открытым огнем. Вам может показаться лишним, неуместным, странным, но поверьте, с огнем ментально становится гораздо легче.

Общайтесь с теплыми, жизнелюбивыми людьми. Только не с токсичными позитивчиками, которые не учитывают то, что вы чувствуете. А с теми, кто разделяет вашу ситуацию, и искренне заботится о вас, кому вы небезразличны. Никакой критики или самокритики. И ограждать себя от дел, которые истощают.

Возвращение к жизни

Когда шок спадает, нужно возвращаться к жизни. Массаж, спорт, творчество, прогулки, общение. Постепенно, по кусочкам, проживать чувства, принимать новую реальность, находить, чем заменить пустоту, оставшуюся от потери человека. Продолжать быть очень бережными к себе. Максимально бережными. И выбирать таких же бережных людей в свое окружение. Постепенно шоковое состояние выравнивается, воспоминания из памяти стираются, и становится легче дышать. Время лечит. Это правда, только нужно только дать себе его и заботу, поддержку.

Спасибо, что дочитали. Берегите себя и близких, долгих вам лет жизни

--

--

Olga Karpushina

Меня зовут Ольга Карпушина. Я исследователь, дизайнер и эмпат. Мой журнал про психологию, моду, культуру и дизайн